[Главная страница ] [Физики] [Не знаю] [Лирики] Другие путешествия: [С-Петербург] [Байкал]
СОДЕРЖАНИЕ
(первая страница)
Как все начиналось
Итак, Финляндия
Выборг-Хельсинки
Попутчики
Хельсинки
Отступление 1. (о камере хранения)
Отступление 2. (первые впечатления)
Отступление 3. (о спорте и другом)
Отступление 4. (об одежде, пьянстве и бензине)
(вторая страница)
Hostels
Услуги для туристов
Песнь велосипеду
Lappeenranta - Viipuri (Лаппеэнранта -
Выборг)
(последняя страница)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Турфирма
Некоторые расписания:
Генеральное Консульство
Республики Финляндия в Санкт-Петербурге
Посольство Финляндии в
Москве
Виза
Курсы валют
Полезные слова
Всякая информация
Остальные фотографии
С погодой в Финляндии мне повезло. С 26 по 31 августа во всю светило солнце, и ни единой капли дождя. Мои знакомые уверяли меня, что Финляндия летом и осенью - это наша Карелия, и что на родину Санта-Клауса надо ехать зимой. Однако я увидел страну Суоми совсем с другой стороны.
А начиналось все так.
Впервые за последние 7 лет я смог позволить себе настоящий отпуск. Было это в июле 2000 года, а место, как ни странно, довольно далеко от Скандинавии - озеро Байкал (фоторепортаж об этом можно увидеть на странице http://mosaica.narod.ru/Baikal/Baikal.htm ). Вернулся на работу, а меня обрадовали, что оставшуюся от отпуска неделю я должен срочно догулять до сентября, а потом последует срочная работа. К этому времени и загранпаспорт подоспел. Так что, поразмыслив, решил я между Турцией, Египтом и Финляндией выбрать настоящую Европу.
Как всегда, не будучи любителем нырять в незнакомом месте, начал изучать мнения о стране в целом, о турпоездках и способах доставки туда. Вот некоторые источники информации:
А. Нетужилов: http://trassa.travel.ru/faq/hostels.htm http://trassa.travel.ru/faq/vlection.htm http://trassa.travel.ru/faq/rav_dost.htm http://trassa.travel.ru/atlas/outvisa.htm |
Метод поездки - автостоп, в том
числе и через границу (дешев, но требует много
времени), получение визы, поведение за границей, способы дешевого проживания, список Hostel'ов и много другой полезной информации. |
Разговоры: http://archive.travel.ru/entrance/Finland/ | Читайте и делайте выводы сами. |
Сервер про Финляндию: http://www.chat.ru/~finru/index.html | Справочная информация по Финляндии на русском языке, включая визу и расписание поездов и международных автобусов туда и обратно из разных городов. |
Рассказы о путешествиях: http://www.travel.ru/ Где-то в недрах архива рассказ "В Хельсинки с ребенком" |
Полезные места для посещения, ориентировочное время и цены. |
Еще один сервер Финляндии: http://www.finlandia.ru/ | Карты городов, туробъекты, расписания музеев, транспорт и т.д. |
Там вы сможете
узнать также о получении визы. Об этом же я пишу в ПРИЛОЖЕНИИ. Кроме этого к вашим услугам любые другие ресурсы, доступные по ключевому слову "Финляндия" в Яндексе, Рэмблере, Аппорте и т.п. Внимание! Некоторые данные могут оказаться устаревшими. Всегда уточняйте информацию! |
|
http://www.helsinkiexpert.fi/ | Helsinki Expert. Это электронный
вариант одной из туристских брошюр. Здесь можно
распланировать некоторые, но не все посещения, а
также предварительно забронировать номер в
гостинице или в хостеле (Hotel Booking) с
предпочтениями по цене, месторасполжению и т.д.
Для этого надо иметь под рукой их список. Напомню, что забронированное место рассматривается в качестве официального основания для получения визы. И для этого не обязательно иметь письменное подтверждение в виде факса. Еще следует учесть, что в Интернете сведения ориентированы преимущественно на состоятельных туристов. На месте же выбор несоизмеримо разнообразней. |
http://www.hel.fi/ (2000.hel.fi/) |
Helsinki Tourist Office. По Хельсинки: карты, схемы транспорта, расписания, события. Часто на финском языке. |
Не стану пересказывать все, что нашел сам на указанных страницах. Вместо этого приведу только некоторые сведения.
Не может быть полного представления о Финляндии без ее столицы Хельсинки. За свои недолгие 6 дней пребывания в этой стране я успел побывать в нескольких городах: Хельсинки, Порво, Коувола, Лаппеэнранта. Из них в Порво и в Коуволе был только проездом, а главное внимание - конечно же столице.
Привезли нас в Хельсинки на микроавтобусе из Выборга с остановкой на краткий перекус и другие необходимые потребности. Сейчас уже подводит память, но кажется, что путь от Выборга до Хельсинки занял приблизительно 4-5 часов. Из них 1.5 часа мы проходили границу и 2 раза по 20 минут останавливались в магазине Tax Free и в кафе. Трасса от Выборга до Хельсинки, по которой мы двигались, обозначена на картах как Е18. Она тянется вдоль побережья Финского залива.
Очень часто встречались знаки, предупреждающие, что дорогу могут пересекать животные. Еще можно было наблюдать Карельские пейзажи: высокие и густые сосновые леса вдоль дороги, участки трассы, прорубленные сквозь скалы, огромные валуны на склонах, сохранившиеся от Ледникового периода. Впрочем, все это можно увидеть и под Выборгом. А вот фермерские хозяйства у нас не очень-то увидишь, и много самодельных указателей о том, что здесь можно купить рыбу.
Как это выглядит с трассы.
Вплотную к дороге примыкают поля (так и хочется сказать колхозные): пшеница, овес. Часть из них скошена, часть еще нет. На скошенных полях тянутся полосы сушащейся соломы, но большая ее часть скатана в рулоны, обтянутые белой пленкой, дабы не мокла. Издали такие рулоны выглядят аккуратными белыми цилиндриками. Эти цилиндры укладываются компактными группами где-нибудь с краю поля. Некоторые фермеры-эстеты декорируют этими рулонами отдельные элементы ландшафта. Видимая часть поля может занимать площадь до 1х1 км. Где-нибудь в середине поля, как правило в окружении деревьев, стоит "Финский домик". Чаще всего это скромный по Подмосковным меркам дачный дом с 1-2-мя этажами, иногда с печным отоплением. Снаружи дом отделан евровагонкой, а крыша - еврошифером или еврочерепицей. Обычный цвет стен белый или бледно розовый, а крыши бордовый или почти черный. Еще на поле могут присутствовать хозпостройки, внешне напоминающие какой-нибудь пакгауз, но очень часто отделанные той же евровагонкой. Местами на лугах пасутся коровы, но это уже знакомый пейзаж. Что бросилось в глаза - отсутствие заборов. Изредка их заменяет живая изгородь из кустарников.
Но вот мы и в Хельсинки. Нас всего четверо, поэтому водитель предлагает подбросить каждого персонально к его месту назначения. Меня это удивило, но оказалось, что все наши пункты находятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Из пассажиров только я намереваюсь остаться в Хельсинки. Один плывет в Стокгольм на пароме, двое других - во Францию. К слову сказать, "французы" оказались гражданами Киргизии, что вызвало длительную задержку на границе как с нашей, так и с финской стороны. Киргизы еще в поезде, а ехали мы в одном купе, пытались освободить свой багаж от дынь за счет наших желудков, в чем не очень преуспели.
Мой пункт назначения в Хельсинки - Railway Station (железнодорожный вокзал). Покинув микроавтобус и пожелав удачной поездки киргизам и всех благ водителю, я наконец осознаю, что помочь мне теперь может только мой английский, о котором во всяческих анкетах пишется "читаю и перевожу со словарем".
Что я вижу наяву - это огромные Buildings (здания) либо из стекла и металла (напоминающие Московскую гостиницу Космос), либо каменные, готической архитектуры. В готическом стиле выстроен и Railway Station. Еще я вижу несметное количество паркованных велосипедов. Для них вокруг вокзала сооружены стойки для стоянки. Все это размещено так, что ни кому не мешает.
Несмотря на мое предварительное заочное знакомство с городом, у меня нет при себе ни разговорника, ни карты города, ни словаря, даже английского. В голове держатся только методы передвижения по городу и выживания в нем.
Сегодня 26 августа 2000 года, суббота, полдень. Сияет солнце, на небе ни облачка, температура воздуха около 23 градусов (по Цельсию). У финнов - выходной. В отличие от московской публики, они не ходят расфуфыренные и наряженные словно павлины. Средняя экипировка выходного финна - это обычные джинсы, футболкоподобный трикотаж, на ногах удобная обувь спортивного типа. Все это чистое, глаженное, однако не выглядит, буд-то только-только снято с магазинной вешалки. И мои две сумки в руках, зонтик - ведь Карелия, и плащ через руку кажутся совершено неуместными. Тем более, что я намереваюсь заняться поисками ночлега.
Все же, не имея никакого путеводителя на руках, но будучи предварительно информированным, продвигаюсь вокруг здания вокзала в поисках информационного киоска и внезапно натыкаюсь на него. Ха-ха. моем понимании киоск - это что-то вроде наших Мороженное, Справка и т.п., а i-kioski (информационным киоском) оказалось светящееся табло с буквой "i" на верху и картой-схемой города на одной стороне. Москвичам и Питерцам это знакомо. Похожие табло со схемой города можно теперь встретить на многих центральных улицах.
Пытаюсь самостоятельно что-то понять в схеме, игнорируя нескольких студентов, а может быть даже еще и шлодьников в униформе, но они меня вовсе не игнорируют, а приветствуют и спрашивают, чем "can" они "help" мне.
Эти молодые и приветливые люди в униформе ярко салатового цвета работают, так называемымми "Helsinki Helpers". Их услуги абсолютно бесплатны. Они действтительно стараются ответить на наши вопросы. В частности, поняв(!) по моему произношению, что я "russian", один из них связался через свой сотовый с другой такой же точкой, откуда мне отвечали на чистом русском. В результате я получил кучу брошюр и разнообразных схем города с подробным перечнем "events" (мероприятий) на предстоящую неделю.
Теперь можно сдать багаж в камеру хранения и спланировать обзвоны гостиниц.
На Автовокзале автоматические камеры хранения работают только до 18-00, а на ж/д вокзале - круглосуточно. В аэропорту я так и не успел побывать, поэтому не знаю.
Стоимость хранения в ящике на ж/д 10 FIM (финских марок) за 24 часа. Работают от монет. Все остальные правила понятны. Свободную ячейку можно распознать по торчащему ключу. В выходные дни почти все ячейки оказались заняты, а в будни - наоборот.
Рядом находится автомат, разменивающий купюры на монеты. В случае неисправностей - вот вам телефон-автомат.
Одна нервная американка злилась на то, что тратит на процедуру закрытия ящика на 15 секунд дольше, чем ей казалось необходимым. Она почему-то не хотела понять, что дверца сама не захлопнется, а надо повернуть ключ в замке. Заодно и монеты проглотятся, и ключ освободится.
На стенке этого box (ящика) находится счетчик - сколько раз дверцей воспользовались. Намек понятен?
За несколько моих посещений камеры хранения, я встретил там нескольких наших соотечественников, не выдавая своего инкогнито. Популярное место.
Что еще есть на ж/д вокзале?
Конечно же - это платформы и поезда, в т.ч. и пригородные. Выход на платформу бесплатный. Билет тоже никто не проверяет. Но штраф может ждать сокрушительный. К тому же три попадания в полицейский компьютер надолго закроют дорогу в Финляндию.
Конечно же на ж/д вокзале есть, где посидеть, но большую часть занимают торговые площади: газеты, фототовары, конфеты, буфеты и столовая, т.е. Restruant. Есть аптека, платный туалет (3 FIM).
Во всех вокзальных помещениях светло и очень чисто для такого транзитного места.
Естественно есть кассы продажи билетов и несколько пунктов обмена валюты. Кстати рубли кое-где в Хельсинки обменивают, и даже кое-где можно ими платить, но для обмена лучше иметь $$. Меня устраивали пункты системы Forex. Там не снимался грабительский НДС в 22 %, а значительно меньше. Пункты этой системы присутствуют не только на вокзале, но и около рыночной площади, которой вам ни за что не миновать.
Еще на вокзале есть "Hotel Booking". Это служба бронирования свободного места в Hotel или в Hostel не только в Хельсинки, но и по всей Финляндии. Стоимость 30-40 FIM.
Пожив в Хельсинки всего 10 минут на улице и проторчав битый час на вокзале, тороплюсь с первыми выводами.
Как в самом начале я увидел обилие велосипедов на стоянках, так потом встречал еще большее количество велосипедистов в седле. Для них в Хельсинки не просто отведены специальные места, проложены дорожки. Иногда вело и пешеходные дорожки для прогулок совмещены, тогда об этом говорит специальный дорожный знак, иногда они считаются раздельными. Для этого существует разграничительная линия и другой знак. Знаки также нарисованы и на дорогах.
Перекрестков в Хельсинки очень много. Дорожные знаки разрешают проезжать на велосипеде по многим перекресткам, не слезая, лишь бы горел зеленый свет. И для этого велодорожечная часть перехода плавно снижается к мостовой.
На перекрестке существует особенность: Вы идете или велоедете на зеленый сигнал пешеходного перехода, а в это время слева от вас делает поворот направо автомобиль, т.е. он поворачивает прямо на вас. Так уж там устроено. Но по финским правилам положено "беречь правый бок", поэтому делающий поворот автомобиль обязательно вас пропустит, особенно, если вы его не заметили. Я от неожиданности, а потом по привычке уступал дорогу водителям.
Там, где установлен пешеходный светофор, чирикает воробышек. При смене сигнал светофора изменяется и чириканье. Поэтому часто можно даже и не глядеть на сигналы.
Некоторые переходы оборудованы специальной кнопкой. Когда очень долго не загорается зеленый, нажимаешь на нее, и для тебя - вот уже и зеленый. Не рекомендуется проделывать такое перед самым носом едущего автомобиля. Раза три я справедливо воспользовался этой возможностью.
На роликах ездят в основном, отдыхая, а вот на велосипедах - и на работу, и в школу, и в магазин, и просто так. И езда не сильно зависит от возраста. При этом наверное каждая семья имеет автомобиль.
Кстати, обычная картина - это катящийся на роликах или велосипеде финн или финнка, одновременно болтающие по телефону.
Велодорожки проложены видимо по всему городу. Во всяком случае весь центр (а это примерно 50 % площади), и некоторые окраины, где я побывал, их имеют. Тем не менее разрешается ездить и по обычным тротуарам, (лишь бы не пугать прохожих и не мешать им), а также и по проезжей части. Мне доводилось и видеть таких, и самому ездить.
Парковать велосипед можно также, где угодно, кроме частных стоянок, соблюдая принцип "не мешать".
Еще немного о спорте. Мини-юбки у женщин тоже не в моде. Большей популярностью пользуются джинсы или другие брюки. За всю неделю пребывания в Финляндии я только раз видел даму в мини-юбке и то обратил внимание только потому, что она катила на работу в офис на маленьком самокате. Представляете? А в общем, наверное, сексуальная революция у финнов давно закончилась победой простых человеческих отношений, а не гипертрофированной сексуальностью, как у нас. И в уличной рекламе, которая также не столь навязчива, как у нас, присутствие упомянутых мотивов не прослеживается. Куда же мы все катимся? Сам же и отвечаю по-морскому: в кильватере у США. И не обогнать их нам на этом пути, потому как тропинка только одна.
В одежде финны тоже достаточно сдержаны. По московским меркам, так и вообще скромно одеваются, хотя витрины и пестрят ультрасовременной одеждой.
Среди пожилой части хельсинковцев достаточно популярны магазины Second Hand. Там все чистое, сухое и глаженное. Я как-то проезжал мимо двух таких. Решил заглянуть. В одном цена любой вещи 25 FIM, а в другом 20 FIM. По-нашему меньше 110 рублей. Наши пенсионеры мигом бы все расхватали.
А вообще ценники в витринах примерно как у нас, только выражены в FIM, а значит в 4.3 раза дороже. Не даром многие финны ездят или плывут в Выборг. Там на площадном рынке они отовариваются и одеждой тоже, и конечно же спиртным. Но чаще они доезжают до ближайшей Российской бензоколонки, чтобы заправиться дешевым бензином. Сами сравните цены: в Финляндии Аи92 стоит 8 FIM, а у нас столько же рублей. Из-за этого на ближайших подступах к финской границе цена бензина плавно возрастает. А еще про нас пишут, что мы "пылесосы", сметающие все, что попало. Пусть себе путешествуют, нам не жалко. Их ведь всего-то чуть больше 5 000 000. Я не знаю, что в Финляндии можно купить дешевле, чем у нас. Говорят, что Российская водка - лучший подарок финну из-за той же дороговизны.
Вообще пьянство - это национальный бич страны, оно же и тема для юмора. Если спросить у домохозяйки из средней семьи, что делает ее муж в субботу и воскресенье? Она ответит: Пьет! Один такой поздно вечером в воскресенье стрельнул у меня 10 FIM на дорогу обратно - это цена одной часовой поездки при том, что чашка kahvi (кофе, fin.) с maito (с молоком, fin.) стоит 5-8 FIM. Другой - избалованное дитя - хотел при входе в метро сделать то же самое, (выгляжу, что ли, я богачем?), но ему-то я не дал. В одном из буклетов специально отмечается, что во времена Шведского правления, королеве Кристине так опротивели грубые нравы ее пьющих подданных, что она собрала пожитки вместе с сокровищами, заваеванными финскими драгунами, и уехала во Рим.
А еще они учатся, учатся… То одни курсы, то другие. В общем, вечные студенты. А результатом пьянства является большое количество инвалидов. Тем не менее я не заметил ни одного нищенствующего инвалида, тем более выпячивающего свои особенности напоказ. Они все обеспечены жильем и уходом. В универмагах для них специальные лифты и специально оборудованные туалеты. Многие междугородные автобусы оборудованы специальным трапом для них.
А вот бродяг в Хельсинки я встречал не раз. Их, как и у нас легко узнать по нетвердой походке, слегка помятому и слегка запыленным лицу и костюму и по особого вида багажу. Не знаю уж БОМЖи они или нет, и где ночуют, иногда в скверах на скамейке или в строящихся зданиях. Встречались среди них и русскоговорящие. Как сейчас слышу фразу за спиной в 7-30 утра: "Я, мля, только сегодня из Питера, мля…"
Кстати, недострой и пустующие здания там отсутствует, хотя ремонтные работы ведутся вовсю.
[Главная
страница ] [Физики] [Не знаю] [Лирики]
Другие путешествия: [С-Петербург]
[Байкал]
Предложения присылайте на poldom@mail.ru