[Вторая страница]                  [Главная страница ] [Физики] [Не знаю] [Лирики]     Другие путешествия: [Финляндия] [С-Петербург]


Байкал

Это рассказ о моем в основном первом (лето 2000 г) путешествии на озеро Байкал в одиночку. По ходу текста вкраплены немногочисленные ссылки на фотографии (2000 г, 2001 г).
Для справки: снимки в основной массе все качественные, однако большинство современных мониторов настраивают на очень сильный контраст. Если снимки будут казаться темными, подрегулируйте настройку своего монитора. (Ну еще и качество сканирования оставляет желать лучшего...)

Содержание таково:

ГЛАВА 1. Лето 2000 года

Первая страница
Вступление
Как все начиналось

Вторая страница
Фоторепортаж (2000 г, 2001 г)

Третья страница
Погода на озере
Приложение
Часто задававшиеся вопросы (и ответы).
Всего хорошего!

Последняя страница
ГЛАВА 2. Лето 2001 года

Организационная сторона
Цена на самолет в 2001 г
Условия полета
Упаковка багажа
Сувениры
Краткий список гостиниц в Иркутске (не готов)
В аэропортовской гостинице (только для ценителей невыдуманной мистики)

Вступление

А пока для желающих поехать на Байкал (июль-половина августа там самый разгар курортного сезона - очень солнечно, жарко, нет комаров и прочего гнуса) или хотя бы только ознакомиться с тем, чего можно ожидать от этой поездки, рекомендую окунуться в сайт http://www.baikal.irkutsk.ru/, а также найти и прочитать достаточно старую небольшую путевую заметку о Байкале на http://www.travel.ru/.
(Я говорю "найти", поскольку на первом плане этого сервера выставляются рассказы преимущественно о заграничных поездках, а рассказ о Байкале затерян где-то, кажется, в архивах. В нем есть ключевая фраза "если бы мы знали", но я как раз с этой фразой и не согласен).

Перед тем, как отправиться в эту самую Сибирь, я проштудировал эту и другую информацию. Представьте себе, что в основном все так и оказалось.

От себя к этим описаниям добавлю, что рассказ женщины о Байкале содержит небольшой перекос в сторону личных неудовольствий из-за отсутствия комфорта, а сервер, посвященный Озеру, имеет огромный объем информации, поэтому неудивительно, что некоторые материалы носят слегка рекламную окраску. Сведения о ценах – правдивы, но несколько устарели, поскольку относятся к лету 1999 года.

Как все начиналось

Ну вот и окончено вступление. Теперь – о том, как я оказался на Байкале.

Подошло время моего отпуска. Мысль, отдохнуть на Байкале, мне подкинула в последний рабочий день одна из моих коллег, бывавшая там. Сначала я напрочь отверг этот совет из-за, казалось мне, неприемлемой дороговизны. Но когда я понял, что даже Крым мне не светит (все же теперь это заграница), я начал колебаться. В запасе у меня всегда был вариант с Астраханью, где я бывал не раз в прошлом. Но, во-первых, это было всегда в компании, а, во-вторых, местность все же известная…

А тут – Сибирь, тайга (как мне сначала казалось), да еще в одиночку. К тому же к бывалым туристам меня причислить нельзя – в одиночку я в жизни никуда не выезжал, разве что в подмосковный лес до вечера…

В конце концов после недельного раздумья я решился, и сразу скажу, что не прогадал, несмотря на некоторые организационные приключения, о которых рассказ впереди.

И хотя раздумья были недельные, сборы заняли 3 дня – отпуск же не резиновый!

Первое, за что я взялся – это посетил упомянутые выше сайты и прочел почти все, что там было написано (как добираться, где поселяться, расписание местного транспорта, куда направить стопы на Озере, какие опасности могут подстерегать человека на Байкале и чего от него самого можно ожидать и т.п.) Поэтому я не стану повторять всю почерпнутую информацию, а приведу по ходу рассказа только самую важную.

 

Как добираться.

Поездку на поезде я отмел, как занимающую 77 часов в один конец. Стал вентилировать вопросы с самолетами. Оказалось гораздо проще, но значительно дороже:
Лететь надо до Иркутска, затем рейсовым теплоходом или автобусом добираться до выбранного места.
Полет занимает приблизительно 6 часов.

Есть рейсы из Москва-Домодедово, а также из Москва-Шереметьево, соответственно и обратно. Следует учесть только, что не всякие рейсы выполняются ежедневно (чаще – 2-3 раза в неделю), а местный транспорт в Иркутске тоже отправляется на Байкал не каждый день. Например, можно прилететь в Иркутск рейсом 121 Авиакомпании "Байкал" в Среду утром, а ближайший теплоход на Озеро отходит только в Пятницу утром, как и получилось у меня. К этому я был уже готов, имея некоторую информацию о гостиницах, которая (информация) мне правда не понадобилась. Посетив Иркутский Автовокзал, я увидел указатель, предлагающий проезжую гостиницу в двух шагах от вокзала. Там я и переночевал два раза в 2-х местном номере по 100 руб за календарные сутки, а днем гулял по Иркутску. Гостиница надо сказать прямо далеко не высшего класса, о количестве звездочек тоже говорить не будем - с удобствами на этаже. Но то, что было нужно мне – душевая и телефон у администратора, вполне сгодилось.

К слову сказать звонок по городскому телефону-автомату стоит 1 металлический рубль и никаких жетонов. Проезд общественным транспортом (а это – автобус, троллейбус, трамвай) 2 руб за одну поездку, маршрутное такси – 5 руб. Кроме того можно купить однодневный билет на отдельный вид транспорта (кроме м/такси).

А осетровый балык на центральном рынке обойдется в 180 руб/кг. В Иркутске продается почти все то же самое, что и в Москве, но простейшие продукты – чуточку дешевле, импортные предметы роскоши – значительно дороже (наверное из-за доставки). Про балык я уже говорил, а к примеру китайский карманный радиоприемник с расширенным FM-диапазоном в 2 раза дороже Митинского рынка в Москве.

 

Теперь о билетах.
Основная цена на самолет эконом-классом равняется приблизительно 4200 руб в один конец со всеми поборами. Однако, если вы покупаете билет сразу туда и обратно на рейсы одной авиакомпании, то суммарная стоимость примерно 6400 руб. (Июль 2000 г., курс $=28 руб.).

Это все касается цен непосредственно перед рейсом. У меня не было времени бегать по кассам для приобретения билетов –  мне надо было закупить кой-какое снаряжение: спальник, рюкзак и м.б. палатку, (от которой я все-таки отказался). Я купил билет прямо в аэропорту перед отлетом. Правда обратный билет на нужное мне число оказался единственным и поэтому бизнес-классом, что существенно повлияло на общую стоимость. И это было странно, поскольку, как меня обнадежил по телефону представитель авиакомпании в Москве, эти рейсы у них обычно полупустые. (Наверное кассиры всегда так поступают.)

Билет в Иркутске на теплоход "Баргузин-1 или 2" (1989, 1991 года постройки) 140 руб. (Июль 2000 г.)

Это до бухты "Песчаная", что по расписанию является его конечным пунктом, и что на практике конечно же часто не соблюдается (не в сторону укорачивания, а как раз наоборот). Время рейса по расписанию примерно 3 часа 30 минут. О посадке на "Баргузин" и о расписании позднее.

 

Еще раз о билетах на самолет.
В последствии оказалось, что можно слетать в Иркутск и обратно в среднем в 2-4 (!) раза дешевле. Это делается рейсами не московских авиакомпаний, а например, "Оренбургские авиалинии" с пересадкой в Оренбурге, Авиакомпанией "Саяны" через Челябинск, "Самарские авиалинии" через Самару. Понятно, что полет с пересадкой и ожиданием займет около 12-13 часов, но это лучше, чем 3-е суток поездом. К тому же рейсы специально стыкуются для этих целей. Правда такие рейсы в основном не найти в расписании Московских аэропортов, но через представительства компаний в Москве да и в самих аэропортах найти можно.

 

Что делать в Иркутске до отправления на Байкал.
Какой краткий вывод из предыдущего обширного вступления? Вывод таков: прилетев (или приехав – кому как нравится) в Иркутск у вас может оказаться до полутора суток свободного времени. Чему его посвятить? Я в начале рассказа привел ссылку не Иркутский сервер. Так там содержатся адреса всех основных гостиниц, магазинов (могут оказаться устаревшими, что я и успел обнаружить), театров, музеев и исторических мест. А я проводил время приблизительно следующим образом:

 

Среда, 12 июля. День приезда.
Прилетел в Иркутский Аэропорт, время приблизительно 10 часов утра по местному времени.

Московское время около 5 часов утра (сдвиг во времени составляет "-5" часов, а расстояние до Москвы больше 5 тыс. км). Ночью как всегда прошел дождь, а теперь солнце шпарит невыносимо. Поспать в самолете почти не удалось из-за того, что место мое оказалось у одного из люков ТУ-154, и из него на высоте около 10 км неимоверно сквозило, а все остальные свободные места быстренько оказались заняты лежачими пассажирами. Не рассталкивать же их?
Тем не менее спать из-за смены обстановки уже не хочется. Пока разгружают багаж, я решил провести наружную рекогносцировку местности. Вышел из здания аэровокзала, посмотрел, где останавливаются такси, м/такси, троллейбусы. Перекусил в павильоне, наменял побольше металлических рублей и стал звонить на пристань, чтобы уточнить расписание рейсов. Сразу же выяснилось, что я забыл дома в последний момент все свои записи по рейсам и телефонам, осталась только парочка номеров. Дозвониться оказалось не легкой задачей, чаще всего было занято, первое попадание было конечно же не совсем по адресу, откуда меня перенаправили на другие телефоны. И так я развлекался в течение часа. Когда я вернулся за багажом, мой рюкзак стоял один одинешенек в пустом зале. Тогда я решил спуститься в камеру хранения и, будучи налегке, самолично узнать все рейсы.

Часов в 12 прибываю в микрорайон "Солнечный" на пристань "Ракета" (все согласно предварительным сведениям). Около полутора часов околачиваюсь на пристани около касс, пытаясь выведать от знатоков, как же мне добираться, а главное, когда и удастся ли? Вопрос "удастся ли" был не пустяшный, ибо я заранее был предупрежден о том, что все билеты на теплоход "Баргузин" раскупаются еще предварительно (т.е. за 3 дня до рейса), а в этом году ввели возможность бронирования билетов еще до начала предварительной продажи. Можете представить себе волнение приходящих к кассам, когда они узнают, что смогут купить билет только через неделю. К слову говоря, знатоки появлялись у касс крайне редко, чаше всего были такие же, как и я, лохи. Однако предварительные сведения, полученные в Интернет и расспросы диспетчеров и кассиров на пристани успокоили тем, что по их словам все желающие поехать рейсом как правило им и уезжают даже, если нет билета. Там же, на пристани за 5 рублей купил листок с расписаниями всех рейсов по Байкалу (а не только в "Песчаную"), с телефонами и краткой схемой самого озера. Некоторые и 5 рублей жалели и переписывали расписание от руки. Листок с расписанием и телефонами – вот он: bwRaspisanie.zip (75 Кб ZIP-файл с двумя BMP-шками. В приложении есть расписание за 2001 год).

Теперь о том, почему мне нужен был именно "Баргузин". Все дело в том, что чем больше я приближался к пристани "Ракета" от своего дома, тем более ясно становилось мне, что конечным пунктом моего назначения будет только бухта "Песчаная", а до нее добраться можно только на "Баргузине". Значит ждать мне до Пятницы.

Небольшая справка, забегая вперед: т/х "Баргузин-2" имеет 110 посадочных мест. На теплоходе есть буфет и туалет. Желающих уехать как правило вдвое больше. И представьте себе, практически всегда всех пускают, хотя поволноваться вам придется, но об этом позднее. Рейс до бухты "Песчаная" в пароходстве относят к разряду прогулочных, а одноименная турбаза, расположенная в упомянутой бухте является для иркутчан или жителей ближайших городов, как например Ангарск одним из обычных мест отдыха (не знаю, с чем даже и сравнить в Подмосковье. Может быть с каким-нибудь домом отдыха, если перенести в него еще и курортный климат. Удобства, правда не те - все ж таки турбаза!) Это не субъективное впечатление, а ответы живых туристов.

Ну так вот, сильно успокоенный, но все же с легким волнением, я решил, что организационная часть закончена – будем брать т/х штурмом, как все, а теперь можно расслабиться и начать отдыхать. Времени около 14 часов, жара неимоверная – это после московских холодов. Пристань – на берегу Ангары, вода прозрачная, тут же за кассами небольшой пляжик, а сама пристань размещена в небольшом парке, который обеспечивает желаемую прохладу. Посмотрел я на все это и решил, что впереди подобного отдыха будет вдоволь, а сейчас самое время устроиться на ночлег. Но сначала я хотел посетить автовокзал и разузнать, как обстоят дела с автобусом. Добравшись до автовокзала, выясняю, что согласно Интернету, до "Песчаной" нет никаких дорог ни для автобусов, ни для автомобилей (и слава богу! поэтому только "Баргузин"). До острова Ольхон или до Листвянки автобусы есть, а до "Песчаной" нет. Попутно выясняется, что рядом с автовокзалом, а находится он на пересечении ул. Октябрьской Революции и ул. Тимирязева предлагается частная проезжая гостиница, о которой я упомянул ранее. Сначала меня хотели вселить в 5-ти местный номер (чуть ли не задарма), но, увидев мое настойчивое сопротивление этому, порешили, что свободное место в 2-х местном номере все же есть, на этом и сошлись (см. выше). Любителям комфортного времяпрепровождения могу только предложить воспользоваться любой другой из многочисленных стандартных городских гостиниц.

Теперь у меня полностью развязаны руки, и я гуляю по городу.

Изучив карту города, я решил прогулять к площади Кирова – это одна из центральных площадей города с небольшим парком и фонтаном, несколькими историческими местами, гостиницей "Ангара", с Мемориальным комплексом, да и вообще с красивым видом на саму Ангару (это река, ВЫтекающая из озера Байкал. Но однажды ее перегородиили плотиной как раз возле пристани "Ракета", и теперь часть Ангары между Иркутском и Байкалом называется Иркутским водохранилищем. С другой стороны озера в него впадают две основные реки Баргузин и Селенга на которой расположена столица Бурятии Улан-Удэ).

Одновременно выясняется, что вокруг этой площади вплотную расположены сразу три церкви, все действующие. Две из них православные, и они у них заканчивается реставрация. А одна – католическая (Польский костел), построенная в соответствующей архитектуре. Католические соборы обычно имеют орган (музыкальный инструмент), что и присутствовало в данном случае. В отличие от православных церквей этот собор да-а-вно не реставрировался: ржавая кровля остроконечного костела, потемневшая от дождей, сырости и протеков красная кирпичная кладка. Но используется собор в качестве органного концертного зала, что делает его довольно популярным. Случайно обратив внимание на то, что сегодня в 19-00 здесь состоится музыкальный вечер камерного ансамбля (названия не запомнил) в сопровождении органа и с участием известной молодой сопрано  (имени тоже не запомнил), я взял билет и с интересом послушал концерт, сидя в деревянном католическом кресле с прямой спинкой и с подлокотниками. По ходу дела не удержался и сделал снимок сцены, понимая, что хорошего кадра получиться не может. Снимок органа и исполнителей. По окончании концерта поехал в гостиницу, по дороге, побродил еще немного по мелким улочкам города. Заснул мгновенно под полностью раскрытым окном, ночью было одновременно и свежо и тепло. Комаров нет и в помине, зато наличествуют "августовские" мухи и тараканы.

 

Какие первые впечатления об Иркутске?
Город устроен вполне разумно и удобно. Очень много частных одноэтажных деревянных домов с окнами на уровне земли, составляющих целые микрорайоны. Старые каменные дома преимущественно 2-3 этажные. Среди них бывают вкраплены многоэтажные кирпичные и ж/бетонные. Как водится в последние годы тут и там возводятся "новейшие" постройки из красного кирпича в аляповатом стиле, который я бы назвал по аналогии с Москвой "карандашизмом". Ни о каком соблюдении общей архитектуры города при этом речи не идет. Места выбирают там, где им удобней, и возвышаются эти кирпичные пещерки над кварталами деревянных домов, и огораживают их "новые" иркутчане металлическими заборами и оградами. И все это при том, что город располагается на нескольких сопках по обеим сторонам р. Ангары. Дороги поэтому там в некоторых районах с крутыми подъемами либо спусками. Город очень зеленый, не только на окраинах, но и в центре, который в отличие от Москвы жилой.

К слову сказать, когда самолет из Москвы осуществляет посадку в Иркутске, то он пересекает весь город с запада на восток, и за эти полминуты город можно суметь увидеть в оба боковых иллюминатора, а то и заснять на пленку.

А среди легковых автомобилей ну просто очень большая доля иномарок с правосторонним рулем - новые российские автомобили популярностью не пользуются. Хватает там и темных катафалков как и в Москве (я имею в виду т.н. джипы). Маршрутные такси половина "Газели", которые в Москве уже хотят запретить (ходят слухи), а другая половина иностранные микроавтобусы, которые даже и размером поменьше.

А люди в Иркутске очень даже доброжелательные, не в пример Москве, где коренных жителей, которые попросту живут там, где родились, осталось крайне мало, и куда стекаются со всех сторон бывшего СССР любители легкой наживы и другие человеческие особи с неутоленной жаждой простейших животных наслаждений, каковых в городе и без них хватает.

С этими первыми впечатлениями я и отхожу в мир иной (имею в виду измененное состояние сознания во время сна).

 

Четверг 14 июля.

6 часов утра.
Проснулся на удивление как и привык в последние месяцы в 6 утра по местному времени, несмотря на разницу во времени в 5 часов под звон проезжащих мимо первых трамваев. Было солнечно и приятно прохладно. Смутные ночные воспоминания подсказывали, что ночью вовсю гремела гроза, следы которой видны на улице. Быстренько привел себя в порядок, выпил 200 грамм молока, припасенного еще с Москвы и пошел гулять по городу вслед за трамваем, через речку Ушаковку в сторону маячевших сопок. Там начинались целые кварталы старых жилых одноэтажных, потемневших от времени деревянных домов с окнами на уровне земли. Я видел, как их вечером закрывали ставнями, а утром опять открывали. И так каждый день.
На верх вела давно не подновлявшаяся деревянная лестница. До самого верха подниматься не стал, а остановился на крышах гаржей, что стояли на склоне сопки, и которые я превратил в своеобразную смотровую площадку на центральную часть города. Солнце, правда било чуть ли не в лицо, затрудняя фотографирование, однако от него можно было укрыться под кронами деревьев. Вот вам два не самых характерных панорамных снимка Панорама влево и Панорама вправо. Таким образом направление примерно с севера на юг. Где-то между ними расположен автовокзал, а у самого правого края - площадь Кирова с церквями и костелом, Ангара тоже справа, Ушаковка протекает слева направо, но и ее не видно.
Налюбовавшись открывающейся панорамой, я спустился вниз другой дорогой, намереваясь достичь собора с синими куполами, привлекшего мое внимание, кажется уже действующего. Согласитесь, что это необычное сочетание цветов: красное с голубым. А по пути запутался в деревенских улочках. Из болшинства частных домов за водой по-прежнему ходят к колонкам.


10 часов утра.
Поехал я на Центральный рынок. Дело в том, что накануне я заметил, что практически любой транспорт идет мимо него, да и Интернет мне рассказывал о рынке, как об одной из достопримечательностей города. Накануне я только проезжал мимо него, а теперь приехал непосредственно для изучения. Результат изучения таков: Центральный рынок в Иркутске – это очень удобное место совершения продуктовых покупок. Если можете, представьте себе очень удачную смесь Московского колхозного и мелкооптового рынка. Все это находится в крытом помещении, разложено по темам, на прилавках выставлены горы продуктов, каждый продавец имеет именную карточку, ну и еще, как я уже успел раньше упомянуть, осетровый балык стоит 180 руб. за кг. В отличие от колхозного рынка цена здесь имеется на все однозначная. Копченый и рыбный ассортимент даже лучше, чем в Москве. Сибирская специфика – это орехи, а кофе, чай, посудомоечные и канцелярские средства мало, чем отличаются от тех же в Москве. Соленые огурцы по Московской цене прошлого года.

Что не понравилось мне, так это, что открываются они довольно поздно. Приехал я к ним после 10-ти часов, а они только еще расставлялись. Потолкался я среди прилавков, а покупать ведь все равно ничего не надо.

Вокруг рыночного здания тоже расставлены многочисленные торговые столики. Особый колорит вызывали автоматы, исполненные в виде высоких цилиндров, зазывающие покупателей встроенными звонкими механическими воплями "Добро пожаловать! Добро пожаловать! Здесь вы можете измерить свой рост, вес, кровяное давление и силу." Все эти замеры производятся кажется автоматически, а роль человека наверное сводится к тому, чтобы собирать деньги и нажимать на кнопки. Я не подходил близко, а издали периодически можно было услышать тот же звонкий механический голос: "Ваш рост 175 сантиметров! Ваш вес 72 килограмма! Ваше давление 120 на 70! Сила тяги 225 килограмм. Ваш вес идеален! Продолжайте в том же духе!".

В другом случае к автомату подвели худенькую девочку-подростка. Не помню ее рост и вес, но полностью автоматические мозги, не сумев разобраться в ситуации, заявили: "Ваш вес ниже нормы. Вам надо лучше питаться!" к превеликому стыду мамы и смущению самой девочки.

Однако подумал я, что слушать вопли "Добро пожаловать!" по 40 раз в час не очень большое удовольствие. Так будем же снисходительны иногда к уличным продавцам.

12 часов дня.
С 12 часов и до вечера я провел достаточно бестолково. Хотя нет. Есть там площадь Кирова, я уже о ней упоминал. Я пробрался вдоль Ангары на берег, и там сидя у самой кромки воды, предавался мечтам и осматривал виды города: напротив грузовой порт с башенными кранам и большими стопками сложенных спичек, виноват, сосновых бревен, которые с противоположного берега кажутся спичками. Одна такая "спичка" диаметром сантиметров 30 лежала неподалеку. Направо открывался вид на противоположный берег с сопками, часть из которых была покрыта лугами и хвойным лесом, а другая часть домами новых жилых районов. Ангарская вода даже в черте города была достаточно прозрачная. По берегу бродили редкие рыбаки, забрасывавшие спиннинги с плавучими поплавками. Затем они следовали некоторое время за своими поплавками, которые Ангара уносила своим очень быстрым течением, ну а затем начинали сматывать удочки.

А затем я бродил по центральным улицам, снова и снова попадая на одни и те же, и никак не попадая на главную улицу Карла Маркса, где по предварительным сведениям должен был располагаться магазин турснаряжения. Вопреки моему пониманию карты города, с которой я постоянно сверялся, сделав два левых поворота я вновь оказывался чуть ли не на том же самом месте. В конце концов добрался и до магазина, но он оказался в соседнем доме, а не как было обещано, и ничего полезного для себя я там не нашел.

Потоптав еще некоторое время асфальт и набережную, не помня где и чего ел, я по набережной же дошел до нужной мне улицы Октябрьской Революции, а по ней и до своей койки. Время было где-то около 21-00 и я решил завалиться спать с тем, чтобы на следующее утро быть в форме.

А на ночь в мой двухместный номер подселили соседа, который собрал пожитки еще до того, как я встал.

 

Пятница 14 июля. Посадка и отплытие.
Итак, свершилось. 6-30 утра. Умылся, перекусил и в аэропорт за рюкзаком, оттуда не долго думая на такси в речной порт. Мой теплоход отходит в 10-00, а сейчас всего лишь 8-00, но на пристани уже достаточное количество народу. В последствии оказалось, что почти все они плывут совсем другими рейсами и совсем в другую сторону. На улице достаточно прохладно, градусов около 17-ти. Вдобавок ко всему небо полностью заволокло, и пошел противный нудный дождь, под которым и осуществлялись отплытия всех рейсов. После 9-00 стал накапливаться народ – все сплошь мои конкуренты. Ненавязчиво присматриваюсь, как выглядит моя экипировка по сравнению со всеми остальными, и прихожу к выводу, что мало, чем отличаюсь от таких же, разве что внешностью. Тут же познакомился с группой. Руководитель ведет   школьников по заранее известному маршруту. Отправная точка их от поселка Болшое Голоустное, что на Байкале, лежит примерно на половине моего пути. Они приехали поездом, забыл откуда, с Алтая. Собираемся плыть естественно одним теплоходом. Делает он это не в первый раз, однако некоторое волнение и у него наблюдается.

Возможно, что погода сделала свое дело, и желающих плыть не по билету оказалось по словам бывалых меньше обычного. Но когда объявили посадку на "Баргузин" и пропустили всех, имевших билеты, капитан судна загородил дорогу и стал объяснять, что корабль не может посадить не только всех желающих, но даже и просто одного свыше нормы. Делал он это видимо не в первый раз, поэтому не очень убедительно, и ему мало кто поверил, ну разве, что я. В результате блокаду на пристани прорвали и голодный народ вместе с автором этих строк ринулся к входу на корабль, где уже команда подготовила вторую линию обороны. Некоторые сумели прорвать и эту линию с первого раза, в их число попал и ваш покорный слуга, поэтому остальное передаю с чужих слов.

Мой новый знакомый инструктор зашел на корабль самым последним с несколькими оставшимися детьми. Оказывается, что "Баргузин" несколько раз во время штурма делает попытку отплыть, но вновь возвращается и впускает очередную порцию зайцев под разными предлогами: у кого-то путевка на руках, кто-то успел занести часть вещей, а сам остался, кого-то разлучили с ребенком, кого-то с женой, кто-то только что с поезда – не ехать же ему обратно?

Главное - не надо стоять в стороне и надеяться, что у вас спросят: Не желаете ли еще и Вы лично взойти на "Баргузин", раз уж все равно столько туда набилось? И еще я советую, не паникуйте, не жестикулируйте отчаянно, не размахивайте справками. Просто целенаправленно вдавливайтесь в проход сначала к трапу, а затем на палубу, не обращая внимания на окрики команды: "Ну куда вы лезете?" И не оставляйте просвета между собою, предыдущей спиной и соседями, иначе это окажется удобным поводом для экипажа отсечь поток пассажиров. А ведь за вашей спиной еще есть желающие. В этом вам будут помогать сзади и немного мешать с боков. Как только вы зависните одной ногой над палубой считайте, что вы уже там. Смотрите еще не плюхнитесь в воду. Это шутка, однако в каждой шутке есть только доля шутки.

В общем как мне и объясняли, желающих уехать текущим рейсом обычно на пристани не остается, хотя раз на раз не приходится. В этом я смог убедиться позднее, когда пришлось возвращаться.

Говорили, что народу не так уж и много – можно было даже пробираться вдоль рядов и подниматься на палубу к трубам, где также сидели и стояли зайцы. Не то, что в прошлый раз, когда все стояли плечом к плечу.

А как же деньги? – спросите вы. Очень просто. Вскоре после отплытия зайцев приглашают в кабинку с тем, чтобы оплатить стоимость проезда. Вот и все дела. Действительно, капитан берет всех! А на попутных остановках еще и подсаживает кой-кого. А при выходе просят предъявить билет.

Я спрашивал в последствии, что делают с теми, кто не пожелает оплачивать проезд. Мне ответили, что

во-первых чаще всего на выходе оплата все же происходит,

во-вторых у не желающих оплатить берут в залог паспорт или другие вещи, а потом они приезжают и платят.

На мое возражение, что такие залоги не законны, со мной согласились, но ответили, что они действуют (а от себя я добавлю: и хорошо, что действуют!). Встречаются правда и такие, которые попросту прыгают в воду, но очень редко. Поэтому в целом система пока еще действует.

Что же такое этот самый "Баргузин". Это судно на воздушной подушке, с двумя  двигателями и одним аварийным, с двумя трубами на корме, из которых во время движения валит дым, и у которых можно даже погреться, прислонившись к ним, что в нашем случае было совсем не лишним для тех, кто находился на открытой палубе. Судно переделано из военного десантного корабля в пассажирский. Как я уже отмечал, на нем есть туалет, буфет и бак для мусора.

Внешне его можно представить как катамаран, между лодками которого расположена та самая воздушная подушка, поэтому он может выползать на самый берег и поэтому на носу у него имеется складывающийся трап, с которого может осуществляться посадка и высадка. Затем так же непринужденно, как выполз, он и сползает обратно в воду.

Всю дорогу моросил мелкий дождь, складывавшийся со скоростью движения, по сему недалекие берега озера едва различались в тумане и не позволяли вполне любоваться видами озера. Инструктор, однако, ободрял меня тем, что не может же не быть солнца все 10 дней, когда-нибудь оно все же должно выглянуть.

Из-за того, что перегрузка была не очень большой, мы отстали от расписания всего лишь на 1 час. А когда прибыли на место назначения в бухту "Песчаную" дождь и вовсе внезапно закончился, и даже немного очистилось небо, и стало припекать солнышко. Сойдя по трапу на берег, я сразу же был поражен окружающим ландшафтом, и поражался сначала на каждом шагу все новыми и новыми для меня видами озера, лесов, скал, отдельных деревьев, галечных и песчаных пляжей и их различными сочетаниями. И потом еще в течение нескольких первых дней я открывал для себя все новые и новые красоты Байкала.

Итак, время 15-00. Высадка занимает некоторое время. Я, сойдя по трапу на берег, не обращая внимания на многочисленные группы туристов с вещами, стоявших на пирсе в ожидании посадки, впервые в жизни ополоснувшись в Байкале, уточнив еще раз направление своей цели, бодро поплелся под уже палящим солнцем по широкой песчаной тропе вслед за редкими вновь прибывшими "дикими" туристами навстречу неизвестности, ожидавшей меня, не имеющего палатки, впереди.

 

- Что же вы все про Иркутск, пароходы, деньги и билеты? Где же обещанный Байкал? - спросите вы.

- Байкал - вот он, плещется у ног. Теперь он никуда не денется. (В конце концов я уже отдыхал полтора суток и даже описал это, да и плыли мы по Байкалу, а не где-нибудь.)

Но чтобы до озера добраться из Москвы (да и из другого города), вам придется пройти через все перечисленные мною мытарства: самолет - гостиница - посадка - рейс. И чтобы избежать вам излишних нестыковок и волнений, я и описал ключевые этапы вашего возможного путешествия. Ну в самом деле, что вы почувствуете, когда на ваших глазах теплоход отчаливает, а вы вместе с другими остаетесь на пристани?.. А затем он опять причаливает, а вы опять не попадаете на него, и он опять отчаливает. И так несколько раз. А у вас сумки, рюкзаки, дети… И родной дом за несколько тысяч километров от этого места, и следующий рейс только послезавтра, а билетов на него все равно нет. Вы уверены, что с вами не случится истерика? Вот я и рассказал увиденное собственными глазами.

"Баргузин" обычно берет всех желающих, однако всякое может случиться. У него тоже грузоподъемность ограниченная, что и пришлось испытать на собственной шкуре вашему покорному слуге при возвращении. Но об этом позднее. А как обстоят дела с рейсами "Кометы" (на подводных крыльях морского класса) или "Восхода" (то же самое, но классом помельче) я достоверно не знаю. Знаю только, что если билет в руках, то волноваться нечего. Поэтому попробуйте еще до отлета/отъезда забронировать билеты по телефону, если удастся.

А если вы берете с собой еще и фотопленки, не забудьте, что в аэропорту вам придется протащить вещи через просвечивающий ящик. И хотя работники словами уверяют, что с пленками ничего не случится (может там просвечивание ультразвуком), но никто не станет давать вам официальную бумагу, гарантирующую возмещение ущерба в случае порчи пленок. (В своем случае я ущерба не заметил, но не знаю причины, то ли металлический корпус кассет + 2 слоя алюминиевой фольги помогли, то ли действительно ящик такой?)

Как видите, даже у такого совершенно неорганизованного туриста все прошло достаточно гладко, а если вы заранее спланируете поездку, (а не за 3 дня до отлета), то возможно хлопот у вас будет еще меньше.

Я настоятельно рекомендую перед тем, как приобретать билеты (авиа либо ж/д), позвонить в Иркутск на пристань "Ракета" и уточнить отправку рейсов, ибо всякое может случиться, и теплоходы время от времени требуют ремонта. А если выберете путь автобусом, то позвоните на автовокзал. То же самое сделайте уже непосредственно перед отлетом, а также непосредственно после прилета. Телефоны и адреса я приведу в приложении, но можно их узнать и на указанном мною в начале Иркутском сервере. Неплохо попробовать заранее заказать гостиницу.

(Москва, 17 августа 2000 г., 2001 г.)


[Вторая страница]                  [Главная страница ] [Физики] [Не знаю] [Лирики]     Другие путешествия: [Финляндия] [С-Петербург]



Hosted by uCoz